07
мая

Транспорт и логистика 07.05.2015

В 2016 году ОАО РЖД опять понадобится бюджетная помощь; железнодорожные операторы просят смягчить налоговое законодательство; погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в апреле 2015 года составила 99,8 млн. тонн, что на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года; приказом президента ОАО «РЖД» Сергей Старых назначен начальником Центра построения и развития бережливой производственной системы

ОАО «Российские железные дороги»

Газета «Коммерсантъ» №78  06.05.2015 г. 

Юлия Галлямова

 

АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕЗДЫ

 

В 2016 году ОАО РЖД опять понадобится бюджетная помощь

Как стало известно «Ъ», ОАО РЖД уже начало расчет господдержки, которую хочет получить в 2016 году. По данным источников «Ъ», чтобы закрыть бюджетный дефицит, монополии может потребоваться до 70-75 млрд. руб., и это помимо ежегодных субсидий на электрички и поезда дальнего следования. Дефицит бюджета может быть связан с ожидающимся падением погрузки (до 2% в этом году) и ростом тарифов ниже уровня инфляции.

О том, что ОАО РЖД может потребоваться 70-75 млрд. руб. на сбалансированность бюджета в 2016 году, «Ъ» рассказали источники в правительстве и на рынке. По словам одного из них, официальных обращений от монополии в Белый дом еще не было, но есть предварительные расчеты, в которых и зафиксирована эта сумма. Другой собеседник «Ъ» замечает, что в ОАО РЖД обсуждаются различные варианты развития событий и 70 млрд. руб.— худший из них. Еще один источник «Ъ» говорит, что глава ОАО РЖД Владимир Якунин уже затрагивал эту тему в разговоре «с кем-то из первых лиц» государства. В ОАО РЖД и аппарате профильного вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказались, представитель Дмитрия Медведева переадресовала вопрос «Ъ» к господину Дворковичу. В пресс-службе президента РФ заявили «Ъ», что последняя встреча Владимира Путина с Владимиром Якуниным «была давно», и отказались уточнять дату и содержание их беседы.

Почему от РЖД отцепляют господдержку

В октябре Минэкономики выступило против мер господдержки ОАО РЖД, которые компания требовала, чтобы минимизировать убытки от «заморозки» тарифов естественных монополий. В 2014 году ОАО РЖД уже было в подобной ситуации: тогда господин Якунин обратился напрямую к президенту с просьбой индексировать железнодорожный тариф на 2015 год на 10% вместо 6% (уровень инфляции) и выделить еще 45 млрд. руб. Иначе ОАО РЖД грозило закончить год с убытком в 100 млрд. руб., объясняя это падением погрузки (на 0,8%, до 1,23 млрд. тонн) и заморозкой тарифов в 2014 году. В итоге ОАО РЖД добилось дополнительного роста тарифов и получила прямые вливания из бюджета, хотя и меньше — 30 млрд. руб. Кроме того, госкомпания получила 23 млрд. руб. компенсации на пассажирские перевозки дальнего следования и 27 млрд. руб.— на пригородный транспорт. На 100 млрд. руб. через ВТБ должны быть выкуплены облигации монополии, но пока до ОАО РЖД дошли только 30 млрд. руб. из них. В 2014 году убыток ОАО РЖД по МСФО — 99,3 млрд. руб.

Зачем РЖД просит 1,5 трлн. руб. у государства

РЖД попросит у государства 1,5 трлн. руб. на инвестиции. РЖД планирует потратить почти 3 трлн. руб. на инвестиционную программу до 2020 года. Половину средств компания намерена получить из бюджета2015 год может стать для ОАО РЖД еще более сложным. В 2013 году правительство утвердило индексацию тарифов монополий в 2015-2018 годах на уровне инфляции предыдущего года, но из-за резкого роста инфляции темпы повышения тарифов на следующий год, видимо, не пересмотрят. По прогнозу социально-экономического развития Минэкономики, в 2015 году инфляция составит 11,6%, а железнодорожный тариф в 2016 году предлагается повысить только на 7,5%. В начале апреля Владимир Якунин заявил, что считает справедливым рост тарифов в 2016 году не ниже фактической инфляции. Но высокопоставленный источник «Ъ» в ОАО РЖД признается, что «добиться этого практически невозможно, правительство на это не пойдет». При этом ОАО РЖД третий год подряд ожидает снижения погрузки: по данным «Ъ», в 2015 году падение может составить 1,7-2%. Один из источников «Ъ» считает, что Белый дом традиционно «войдет в положение» ОАО РЖД — но не исключает, что могут быть сложности с советом потребителей при правительственной комиссии по транспорту: там недовольны результатами работы ОАО РЖД с поставщиками и пока не одобрили план монополии по повышению доходности и сокращению издержек. Другой собеседник «Ъ» допускает, что вопрос о выделении господдержки ОАО РЖД будет решаться «на более высоком уровне».

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров называет намерение ОАО РЖД получить в 2016 году большую поддержку, чем в этом, «очевидным»: его доходы зависят в первую очередь от грузооборота, который сократится. Кроме того, отмечает аналитик, ОАО РЖД исчерпало возможность роста доходов за счет «тарифного коридора», поскольку в 2015 году уже повысило ставки по большинству экспортных грузов на максимум — 13,4%, а на внутреннем рынке повышать тариф сложно: стагнация в промышленности и рост транспортной составляющей могут привести к оттоку грузов с железной дороги.


 

Газета «Ведомости» № 3825 06.05.2015 г. 

Милана Челпанова

 

ВАГОНАМ ПОМЕШАЛ НАЛОГ

 

Железнодорожные операторы просят смягчить налоговое законодательство.

Сообщество операторов просит не облагать налогом имущество, полученное в результате реорганизации.

Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ, объединяет крупнейших операторов) просит Минфин не облагать налогом имущество, которое компании получили в результате реорганизации или других сделок между аффилированными структурами. Для этого исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королев в письме замминистра финансов Сергею Шаталову от 24 апреля (есть у «Ведомостей») просит принять поправки в ст. 381 ч. 2 Налогового кодекса. Она освобождает от налога имущество, полученное с 1 января 2013 г., но не в случае если компания получила его в результате реорганизации или от связанных сторон. Королев предлагает не облагать налогом компанию – получателя имущества, если налог не платила компания, которая его передает.

Возникает ситуация, когда «добросовестные налогоплательщики» отказываются от реорганизации, которая им позволит повысить эффективность бизнеса, так как это несет в себе дополнительные расходы, пишет Королев. Это приведет к негативным последствиям для транспортного сектора, уточняет он. Письмо получено 4 мая, сказал представитель Минфина. Какой может быть реакция, он говорить не стал: «Предлагается поправка в норму, которая действует всего четыре месяца».

Реорганизация и передача вагонов между структурами одного холдинга не такая большая проблема для операторов – почти все используют несколько юридических лиц, которые владеют вагонами, констатирует гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Вырасти могут выплаты Первой грузовой компании (ПГК), отмечает эксперт. Представитель СОЖТ говорит, что партнерство отстаивает интересы всех участников рынка.

В этом году ПГК завершает реорганизацию – присоединяется к материнской Независимой транспортной компании (переименована в АО «Первая грузовая компания») и передает ей все имущество (в частности, 196 300 вагонов). Сама ПГК, как следует из ее отчета по РСБУ, заплатила в 2014 г. 1,5 млрд. руб. налога на имущество (годом ранее – 1,9 млрд. руб.). Это 0,01% от всех расходов компании за 2014 г. (в 2013 г. – 0,02%). АО «ПГК» в отчете не указывает, сколько она платит налога на имущество. Представитель ПГК от комментариев отказался.


 

 

 

Пресс-центр ОАО  «РЖД» 05.05.2015 г.

 

В АПРЕЛЕ 2015 ГОДА ПОГРУЗКА НА СЕТИ ОАО «РЖД» СОСТАВИЛА 99,8 МЛН. ТОНН

 

По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в апреле 2015 года составила 99,8 млн. тонн, что на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Грузооборот в апреле 2015 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,1% и составил 185,4 млрд. тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии уменьшился на 2,1% и составил 238,3 млрд. тонно-км.

Погрузка за январь-апрель 2015 года, по оперативным данным, составила 391,8 млн. тонн, что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

Железными дорогами погружено:

каменного угля – 105,7 млн. тонн (+4% к январю-апрелю 2014 года);

кокса – 3,7 млн. тонн (-0,8%);

нефти и нефтепродуктов – 86,5 млн. тонн (-0,3%);

руды железной и марганцевой – 36,4 млн. тонн (+2,8%);

черных металлов – 24,5 млн. тонн (+4,8%);

лома черных металлов – 4,5 млн. тонн (+10,2%);

химических и минеральных удобрений – 17,1 млн. тонн (-0,9%);

цемента – 7,6 млн. тонн (-13,7%);

лесных грузов – 13,9 млн. тонн (+1,7%);

зерна и продуктов перемола – 5,8 млн. тонн (+14,2%);

строительных грузов – 34,2 млн. тонн (-21,8%);

руды цветной и серного сырья – 6,4 млн. тонн (+2,7%);

химикатов и соды – 8,5 млн. тонн (-4%);

промышленного сырья и формовочных материалов – 10,2 млн. тонн (+1%).

Грузооборот с начала 2015 года составил 748,4 млрд. тарифных тонно-км (-0,3%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 963,1 млрд. тонно-км (‑0,7%).


 

Пресс-центр ОАО  «РЖД» 05.05.2015 г.

 

СЕРГЕЙ СТАРЫХ НАЗНАЧЕН НАЧАЛЬНИКОМ ЦЕНТРА ПОСТРОЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ БЕРЕЖЛИВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОАО «РЖД»

 

Приказом президента ОАО «РЖД» Сергей Старых назначен начальником Центра построения и развития бережливой производственной системы – структурного подразделения открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Центр создан для построения и развития бережливой производственной системы холдинга «РЖД», а также повышения эффективности производственных и управленческих процессов.

Старых Сергей Алексеевич родился в 1979 году. В 2002 году окончил Воронежский государственный университет по специальности «Экономика», имеет ученую степень кандидата экономических наук. Прошел профессиональную переподготовку:

в Московском государственном университете путей сообщения по программе МВА (2008 год);

в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации по программе «Экономика и управление» (2009 год);

в АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД» по программам «Корпоративный лидер» и «Корпоративный менеджмент».

Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал в 2000 году экономистом отдела автоматизированных систем управления контроллинга Дорожного центра внедрения Юго-Восточной железной дороги, затем работал экономистом Информационно-вычислительного центра этой железной дороги и экономистом ООО «Транском». Далее продолжил трудиться на руководящих должностях в Департаменте анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД».